Сегодня в условиях борьбы с терроризмом и военного положения применение актов пыток в ходе предварительного расследования приобретает более широкие масштабы. Хорошо иллюстрируемым примером тому могут служить события, произошедшие в 1970-х гг. в Северной Ирландии, и последующие широкомасштабные операции властей различных государств по всему миру. Не задумываясь о репутации и последствиях, власти принимают решение применять в борьбе с внутренними врагами методы, которые признаются пытками и бесчеловечным обращением. Проанализируем отдельные примеры из европейской судебной практики.
Впервые в цивилизованном мире после принятия Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод дозволение таких методов расследования произошло на официальном уровне в 1973 г. путем принятия документа, именуемого «Североирландский чрезвычайный акт», которым принуждение к даче показаний с помощью методов, тождественных пыткам, стали законным методом предварительного расследования.
В рамках «дозволенного» действовали без утайки и во всеуслышание. К марту 1975 г. более 1100 человек убиты и более 11 500 ранены. В 1971 г. деятельность органов правопорядка, поддерживаемая британским правительством, стала предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека.